IMG 1869 1Секрет, как воплотить мечту в реальность, знают в Олешках, а вернее в «Олешковском центре первичной медико-санитарной помощи». Здесь уверены, что любые перемены нужно начинать с себя.

Поверив в свои силы, команда Центра приняла участие в проекте и выиграла грант в размере 18 тысяч долларов на развитие своего учреждения.

«Наш Центр подал заявку на участие в проекте USAID «Підтримка реформи охорони здоров’я», чтобы стать лучшим в Херсонской области. Наша команда уверена, что участие в программе поможет нашему учреждению заслужить доверие населения. Мы стремимся, чтобы пациенты приходили к нам с радостью и возвращались домой довольные», – рассказывает Светлана Александровна Сердюкова, директор «Олешковского центра первичной медико-санитарной помощи».

 

О проекте

В ноябре 2018 года USAID запустил Проект по развитию 15 центров первичной медицинской помощи в Центры передового опыта, которые, в дальнейшем, станут площадкой для обмена опытом и распространения лучших практик в сфере первичной медицинской помощи.

Конкурс был объявлен для всех Центров первичной медико-санитарной помощи, которые подписали договора с Национальной службой здоровья Украины, с количеством населения не меньше 30 000.

Светлана Александровна рас­­сказала, как решилась превратить обычную амбулаторию в современный центр.

- Грант очень сложный, чтобы подготовить заявку на участие нам понадобился практически целый месяц. Мы перечитывали задания не один раз. Не могли понять, куда можно потратить деньги, которые будет выделять этот грант. Было чётко понятно, куда нельзя потратить. Но вот, как распределить деньги, к примеру, на такие мероприятия, как составление и подготовка стратегического плана развития учреждения и составления операционного плана? Поэтому были определенные сложности. Но, как говорится, если не понимаешь – читай снова и снова. Мы упорно работали над этой заявкой, и 15 января нам пришло поздравительное письмо, о том, что мы попали в число 15 центров со всей Украины, с которыми грантодатель хочет продолжать работать и развивать их, – говорит руководитель Центра.

Со слов Светланы Алексан­дровны, в Украине на сегодняшний день нет центра первичного звена, который был бы показательным, соответствовал абсолютно всем требованиям. Для этого и была создана эта грантовая программа, чтобы помочь достигнуть высоких показателей в качестве медицинской помощи, которая оказывается в центре. В общем по Украине 70 медицинских центров было зарегистрировано на сайте агенства USAID, 29 учреждений подали заявки на участие и только 15 из них выбрано для дальнейшего сотрудничества.

- После этого началась на­ша активная работа. Каждый этап прописан в этом гранте. Все суммы нам были заранее известны. Здесь нет такого: мы вам дадим деньги и не проконтролируем, куда вы их потратите. На каждом этапе мы могли «отсеяться», если бы не выполняли все предусмотренные этапы данного проекта, – делится доктор о работе над проектом.

Светлана Александровна рас­сказала, что в начале вы­полнения всех заданий, то оборудование, которое было предусмотрено, участники должны были покупать за свои деньги. В конце этапа обязательный отчет о проделанной работе и только тогда грантодатель перечисляет на расчетный счёт оговоренную сумму. Таких этапов будет 10. И так постепенно на протяжении года Центр получит предусмотренную грантом сумму – 18 тысяч долларов. Вместе с тем Светлана Александровна убеждена, что участие в проекте даст возможность развиваться персоналу и повысить качество центра.

Как все

начиналось…

Светлана Александровна, как руководитель, не привыкла отступать от поставленной цели. Тем более, если считает, что она того стоит.

В 2018 году Центр уже сотрудничал с Агентством США по международному развитию (USAID). Тогда это был бесплатный грант. В то время USAID поддерживали центры первичного звена: помогали юридическими, эко­номическими знаниями, обучали, как улучшать сервис. Обучение медики проходили на вебинарах. Персонал и работал, и учился, а потом все внедряли в Центре. «Всё то, чего мы достигли за год, это благодаря нашему обучению» – говорят в Центре.

Далее, один из коллег предложил Светлане Александровне принять участие в проекте USAID «Підтримка реформи охорони здоров’я». Сложные задания гранта удалось шаг за шагом преодолеть.

- Результат, которого мы уже добились, назывался «Разработка стратегического плана развития учреждения на ближайшие три года, – делится первыми результатами Светлана Александровна. – Стратегический план развития – это было одно из условий конкурсного предложения, которое я подавала во время конкурса на эту должность. Только тогда я это делала сама, а сейчас мы приехали на тренинг с командой, сначала три человека, а потом пять. Мы вместе разрабатывали то, что у нас было, вносили изменения. Главное было представить центр в будущем, не исходя из тех возможностей, которые есть сейчас, а из неограниченных. Вот нет у вас препятствий ни к чему, всё, что мы хотим, всё можно воплотить в этом центре, каким мы видим центр в будущем. Например, чего не было в моём конкурсном предложении, это системы ценностей нашего учреждения, какие качества друг друга мы ценим. Зачем это было нужно? Чтобы эти взаимоотношения, которые складываются в центре, помогали нам, и мы все помнили, что от каждого зависит слаженная работа и успех нашего центра. Чтобы никто не считал: если просто санитарка, это такой маленький человек, или всего лишь регистратор или секретарь. От каждого человека, который работает в этом центре, что-то зависит. А успех зависит от совместной работы всех нас.

Также внедрялись методы по улучшению сервиса в плане коммуникации с пациентом. Например, у пациента будет воз­можность записаться на прием и не сидеть в очереди, так как он придёт к тому време­ни на которое ему назначили или, которое он выбрал сам для себя. Для этого в Центре распределили работу врачей, также работает электронная очередь Медицинская информационная система.

«Пока сейчас у пациента нет возможности самому записаться в электронную очередь, но этот момент будет создан. И пациент, не звоня в регистратуру, дома с компьютера, сможет зайти в систему и записаться к доктору, который ему необходим. Сейчас доктор сам может записать пациента на повторный визит к себе и подобрать то время, которое будет удобно. Это один из элементов сервиса, в котором мы ценим время пациента. Плюс – это способ избежать лишних конфликтных ситуаций, к примеру, вот я более больной, или я ветеран войны, у меня дома маленькие дети и другое», – рассказывают в Центре.

С целью популяризации семейной медицины и привлечения населения заботится о своем здоровье, в рамках проекта в Центре будут продолжать проходить ярмарки здоровья. Ведь обращаться к врачу нужно не тогда, когда заболел, а на этапе профилактики. Найти свой диагноз раньше, чем он даст о себе знать. Доктора убеждают, есть обычные профилактические методы обследования, нужно просто прийти и это сделать.

Для этого медперсонал Центра выезжает в населенные пункты района с полным пакетом необходимых обследований, согласно приказам Министерства здравоохранения.

- Мы берём с собой тест-полоски на глюкозу и на ВИЧ-обследование, у нас есть спон­соры, которые нам помогают. Очень много есть пациентов в нашем районе, которые больные ВИЧ, и об этом не знают. Гепатиты B и C экспресс – методом, мы эти анализы делаем бесплатно. Дальше на обследование уже пациент отправляется к инфекционисту, если позитивный статус. Также мы выезжаем как узкие специалисты. Я – как врач эндокринолог, мой заместитель – как врач акушер-гинеколог, на месте есть врач терапевт либо мы берем его с собой, если это ФАПы, то там нет терапевтов, педиатр. Такой вот командой мы даём возможность населению побольше пройти обследование сразу у нескольких врачей, – рассказывает Светлана Александровна.

Дальше в рамках ярмарок здоровья, медики планирую разработать памятку и раздавать пациентам с разъяснениями, что вообще входит в понятие здоровый образ жизни, чтобы сформировать партнерские отно­шения:

- Партнерские отношения – это когда пациент говорит, что мне сделать, чтобы не заболеть. Пациент выбирает себе врача самостоятельно, имеет право его поменять, не спрашивая предыдущего врача и выбрать себе другого. Если он выбирает себе другого доктора, значит должен находить возможности слушать, то что говорит доктор и выполнять эти рекомендации. И тогда это будут партнерские отношения. Действительно, у нас люди приходят в больницу только когда уже заболеют. И это печально, мы понимаем почему так происходит. У нас много небогатых людей, для них материальный вопрос стоит очень жёстко и когда нет возможности за что-то заплатить, тянут до самого последнего момента. Наша задача и задачи реформы – увеличить пакет бесплатных обследований, абсолютно бесплатный для пациентов – это первичное звено и всё, что мы должны делать бесплатно, мы для нашего пациента делаем.

В Центре также работают ещё и узкие специалисты, которые включены в структуру и имеют лицензии. Это и рентгенологи, УЗИсты, физиотерапевты, эндокринолог, акушер-гинеколог. И жители района могут воспользоваться услугами этих врачей абсолютно бесплатно. По словам медиков, такой своеобразный бонус пришелся по душе местным жителям, они благодарны, и с удовольствием подписывают с ними декларации. Свое доверие к Центру таким образом высказали уже порядка 35 тысяч пациентов.

О том, что

получилось…

 

Главный принцип команды Центра и его активного руководителя – стучите и вам откроют. Коллектив уверен, что у них всё впереди, и они будут хоть маленькие презенты, но для жителей района делать. А это очень важно. К примеру подобная работа проходит и в областном центре Херсоне, но в Олешках результаты намного лучше.

- У нас все врачи в кабинете имеют возможность бесплатного обследования тест-полосками. Мы даже одного доктора переманили из Херсона. Когда она пришла и посмотрела, как оборудованы кабинеты, она была удивлена. У нас у каждого доктора в кабинете стоит электрокардиограф, обустроено рабочее место, столы и стулья, кондиционеры. Мы заменили всю мебель. Создали благоприятные условия. Также и наши пациенты заслуживают на комфортные условия, придя на консультацию к нашим докторам не умирать же им от жары летом, либо зимой от холода, – говорят медики.

В плане доступности медицинской помощи Центр органи­зовывает выезды по району. Так, например, в Казачьих Лагерях нет лаборатории. Персонал один раз в неделю проводит забор и доставку материала на анализы, чтобы пациенту с Казачьих Лагерей и Крынок не приходилось ехать в район. Результаты отправляются по электронной почте, медперсонал их распечатает и больному не нужно никуда ехать.

В Костогрызово большой ФАП, обслуживает 1600 человек население. Полноценный ФАП, который планируется по программе «Спроможна мережа» сделать в докторскую амбулаторию, также предусматривается жилье для доктора.

Персонал Центра организо­вывает медицинские выезды в Раденск, Подо-Калиновку, Счастливое. Один раз в неделю выезжает доктор терапевт с полным пакетом оборудования, электро­кардиограф, полоски быст­рых тестов.

Для удобства и обратной связи с пациентами, амбулатории имеют мобильные телефоны. В коридорах оборудованы теле­визоры, чтобы особенно дети мог­ли смотреть телевизор пока ждут прием. В рамках гранта в Центре приобрели маленькие диванчики для удобства и комфорта пациентов. В планах оборудовать детские площадки в Новой Маячке или Раденске. Стоимость одной такой детской площадки – 125 тис. грн. Уже купили проектор и планируется – два холодильника. Подходит к завершению оборудование конференц-зала, где можно будет собираться и обсуждать проблемы.

Удалось общими усилиями перенести с третьего на первый этаж и оборудовать дневной стационар. И теперь люди до 17:00 и 18.00, смогут получать лечение в дневном стационаре. График расписан таким образом, чтобы было всем удобно.

А еще, чем не менее гордятся и воодушевленно рассказывают в Центре, это то, что у них будет собственный бренд и фирменные халаты.

- Нам выделили деньги на брендовые таблички, брендовые вывески, мы разработаем бренд­бук. И наши сотрудники получат все халаты, с брендовыми надписями. Мы заказали всего 64 халата. Мы очень рады, ведь впервые мы получим по халату. Это наше отражение. Я уже работаю в больнице очень много лет. Начинала здесь в больнице работать санитаркой, как доктор я уже работаю 15 лет. Я 6 лет отучилась и год интернатуры, очень давно связана с родной больницей, и в те годы не было халатов. Уже прошло больше 30 лет, как медицинское учреждение не может обеспечить свой персонал одеждой, которую они должны одевать только на рабочем месте. Мы халаты все покупаем сами. В этом году мы всё это реализуем. Закончим брендбук и халаты будут фирменного производства, – с восторгом говорит руководитель Центра.

А еще в планах приобрести на сэкономленные деньги автомобиль. Тот транспорт, который есть в наличии устарел и морально, и физически. На свое содержание требует колоссального вложения. А без автомобиля медикам никак нельзя.

Кто же она – идейный

вдохновитель?

 

Светлана Александровна Сер­дюкова с 1 ноября 2017 года возглавляет КНП «Олешковский Центр первичной медико-санитарной помощи».

Чтобы воплотить свою заветную мечту и стать доктором Светлане Александровне пришлось пройти немало испытаний. Но юную девушку ничего не испугало и не остановило. Закончив школу с золотой медалью поступить в медицинский с первого раза не удалось, не прошла по конкурсу. Работала два года санитаркой, год – в лаборатории и год в приемном покое. И вот с четвертого раза, практически со слезами на глазах, поступила на контрактный факультет в Днепропетровской медицинской академии.

Как вспоминает сама Светлана Александровна, заработной платы за год тогда хватило, чтобы оплатить первый курс обучения.

- Я поступала один раз в Крым, один раз в Запорожье и последний раз уже поехала в Днепропетровск. Поступила с одного экзамена, здесь моя медаль уже сработала, ее было достаточно, я сдала на отлично биологию. Поступила и начала обучение, закончила второй курс, и меня перевели на бюджетный факультет. За меня боролись сами профессора и доценты института. Кроме того, я также привезла победу с всеукраинской Олимпиады по анатомии, это очень престижно для ВУЗа. Медицинскую Академию я закончила с красным дипломом. После института вернулась, и осталась здесь работать эндокринологом, – говорит доктор.

Нужно признать, что современная медицина потеряла много времени. Благодаря таким людям как Светлана Сердюкова и ее команда, есть шанс внедрять реформы изменять медицину к лучшему. Чтобы увидеть кардинально другую и по условиям, и по качеству оказания услуг медицину в Украине, важно не опускать руки и максимально подключаться всем: докторам, властям, общественности. И только тогда у нас будет другая страна.

Светлана Шендрик